Полгода жизни малыша , это не только красивая цифра, но и определенный рубеж, по достижению которого родители подводят некоторые итоги. Шестимесячный кроха по физическому и умственному развитию существенно отличается от новорожденного. Каким же должно быть развитие грудничка в 6 месяцев?
Основные умения и навыки
Можно долго говорить о том, что дети индивидуальны, и каждый ребенок , личность. О том, что кто-то быстрее развивается физически, а кто-то умственно. А еще о том, что ребенок вовсе не обязательно должен расти таким образом, как это описывается в учебниках по педиатрии. Но тем не менее, есть определенные навыки, которые малыш в полгода уже должен освоить , это свидетельствует о его правильном, полноценном развитии. Если же кроха еще чего-то не умеет, родителям стоит задаться вопросом, почему так. Возможно, малышу нужно просто помочь.
Простой пример: некоторые дети «,не хотят», ползать, а после курса массажей ситуация кардинально меняется , они начинают не просто ползать, а делать это весьма быстро. Получается, иногда ребенок готов к новым достижениям, ему просто нужно показать или подсказать, как же это делать правильно.
Итак, что должен уметь грудничок в возрасте 6 месяцев?
Физическое развитие
В это время у младенца наблюдается существенный рывок в физической форме. Он осваивает новые действия, становится более подвижным, да и маме с ним уже гораздо интереснее играть, потому что имеет место обратная реакция.
Итак, коротко о развитии крохи в шесть месяцев:
- прибавка в росте за последний месяц , 2,5 см,
- прибавка в весе за последний месяц , 700-1000 г,
- ребенок уже умеет или активно старается научиться сидеть,
- успешно переворачивается во все стороны,
- стоит на четвереньках и раскачивается,
- стоя на четвереньках, прижимает грудь к полу (кровати), выпячивая попу, и пытается ползать, подобно гусенице,
- если дают игрушку, старается сесть, чтобы взять ее в руки,
- яркую вещь может долго рассматривать, крутить, нажимать на кнопки, перекладывать из руки в руку, пробовать «,на зуб»,.
Если малыш еще не может сидеть, не стоит переводить его в такое положение насильно , научно доказано, что кроха сам сядет, когда его тело будет к этому готово. А пока, значит, кости еще не окрепли. Желание родителей поскорее увидеть такое достижение, конечно, понятно (тем более, что это открывает массу новых возможностей для того, чтобы занять малыша , игрушками, книжками и т.п.), но если поспешить и дать нагрузку организму, когда он к этому еще не готов, можно провоцировать проблемы в развитии тазобедренных суставов и позвоночника. Все-таки вертикальная нагрузка , она значительно большая, чем горизонтальная.
Если наблюдаются попытки ползти, малышу можно помочь. Например, поставить к его стопам свои ладони, чтобы он, упираясь ножками, отталкивался от них , это даст ему движение вперед. Позднее он поймет принцип и сможет делать это уже сам. Также можно перед малышом положить яркий предмет , и если он его заинтересует, то кроха со всех сил постарается преодолеть эти 10-15 см. Вполне возможно, что у него это действительно получится!
Но именно поэтому теперь малышу потребуется еще больше внимания: научившись ползать, он будет стремительно покорять новые территории.
Придется постоянно следить за тем, чтобы двери в ванную и на балкон (если он используется для хранения всевозможного инвентаря) были закрыты, уличная обувь убрана на свои места, а колеса коляски оказались вне зоны досягаемости.
Начинается новое, сложное, но очень счастливое время.
Умственное развитие
Стремительно развивается не только тело крохи. Он уже активно интересуется игрушками. Особенно , музыкальными и мультифактурными. Мобиль, растяжки на кроватке и игрушки на прищепках также остаются интересными. Кроха замечает, что если что-то толкнуть, это упадет. Если потрясти, может быть, зазвучит музыка или игрушка заговорит. Если малыш проявил интерес к погремушкам, у мамы точно будет несколько свободных минут.
Тем не менее, дети в этом возрасте не любят оставаться одни , они должны видеть маму в поле зрения. Если же все равно нужно выйти в другую комнату или на кухню, с крохой нужно разговаривать, рассказывать ему стишки, петь песенки и иногда заглядывать к нему в детскую комнату , так он будет знать, что мама рядом.
К слову, он уже умеет отличать интонации, различать радостные, строгие и сердитые мотивы в голосе. Если малыш плачет, речью его можно успокоить. А еще дети в полгода часто реагируют на свое имя. Если этого не происходит, возможно, нужно чаще имя озвучивать? Многие родители ласково называют малышей , «,солнышко»,, «,пупсик»,, «,зайка»,. Но и имя также важно произносить.
Сам ребенок также старается воспроизводить речь , он активно гулит, может произносить слоги, причем чаще всего это «,ма-ма-ма», и «,па-па-па»,. Совсем скоро он осознанно скажет и «,мама»,, и «,папа»,, а пока , это только тренировка речевого аппарата.
В этом возрасте у новорожденных появляется навык игры в «,ку-ку»,. Пусть пока это будет самый примитивный уровень игры, но начало положено! А еще это поможет также успокоить плачущего малыша и развеселить его.
Питание малыша
К шести месяцам обычно сохраняется 5-6 кормлений (из них одно или два ночных). Малыш продолжает есть грудное молоко либо детскую смесь, набираясь сил, а также прибавляя в весе. Но этот возраст , это еще и время для перехода на взрослую, обычную пищу.
Потому мамам придется изучить основы введения прикорма. Начинать лучше с безмолочных каш, таких как овсяная, пшеничная, гречневая. Либо же с овощей , кабачок и цветная капуста будут отличным началом. Вводить новые продукты нужно постепенно, со временем полноценно заменяя один прием пищи (это в среднем 160-200 г еды).
Делать это стоит в первой половине дня, чтобы не нагружать работой желудок ближе ко сну, да и отслеживать реакцию крохи на новое питание также лучше днем, чем ночью. Подробнее о принципах введения прикорма расскажет педиатр, ориентируясь на состояние здоровья и исходные данные конкретного ребенка.
В этом возрасте, независимо от времени года за окном, малыша нужно допаивать водой, так как он начинает пробовать «,взрослую», пищу.
К шести месяцам малыш становится активнее, он более интенсивно познает мир, чаще реагирует на общение, а на прогулках ему интересно уже не лежать, а сидеть, или находиться хотя бы в полусидячем состоянии. Он растет , и теперь до года точно ребенку потребуется еще больше маминого времени и внимания. Зато как приятно, когда малыш тянет ручки и говорит недвусмысленное «,мама»,, когда подползает и просится взять его, когда можно на завтрак готовить одну кашу на двоих!
Малыш растет , и с ним становится только интереснее. Полугодовой рубеж взят , а впереди еще столько интересного!