Итак, в семье произошло радостное и долгожданное событие – она пополнилась еще одним членом – малышом. И для родителей он самый-самый, но пока представляет собой лишь небольшой комочек, у которого еще долгий и трудный путь до годовалого малыша. Развитие грудничка именно в первые 12 месяцев признаны самыми важными в его жизни, ведь именно в это время его скорость обучения будет самой высокой.
Конечно, каждому родителю хочется, чтобы именно его ребенок вырос самым умным, красивым и здоровым. И они оправданно переживают, а насколько правильно идет развитие их малыша, нет ли отставания. Естественно, что каждый ребенок это индивидуум и его развитие идет по собственному пути, но есть некоторые моменты в развитии малыша, которые одинаковы для всех грудничков. Итак, какие же они, давайте разберем по месяцам, начиная с самого первого.
Первый месяц
В этот месяц грудничок считается новорожденным. И в первую неделю своей жизни малыш большую часть времени просто ест и спит, но, начиная со второй недели, периоды бодрствования несколько увеличиваются.
А уж к концу месяца он должен начать фокусировать взгляд на чем-то ярком, вслушиваться в речь. Обычно малыши к этому времени выделяют голос матери среди прочих и радуются ее появлению, что выражается активными, пусть и хаотичными движениями маленьких ручек и ножек.
Второй месяц
Начинает держать головку, а если положить его на живот, то уже может опираться на предплечья. Выделяет взрослых, знакомым улыбается, поворачивает свою голову к источнику звука, пытается отыскать его.
Развивается речь, это так называемый до вербальный период (его еще называют периодом гуления) – в это время ребенок начинает издавать звуки типа «агу», «угу» и др.
Третий месяц
Этот период жизни ознаменуется тем, что малыш уверенно держит головку, переворачивается со спины на бок и наоборот.
Уже четко узнает лица родных, при обращении к нему улыбается, пытается что-то «сказать». Тянется к игрушкам, пытаясь ухватить их и затянуть в рот.
Четвертый месяц
Пытается осуществить переворот со спины на живот, может сидеть при поддержке взрослого. Уже появляются осознанные действия, к примеру, он берет игрушки, стучит ими, тянет в рот и бросает их. Начинает выделять среди игрушек более любимые.
В речевом развитии появляются первые признаки складывания слогов.
Пятый месяц
В данный период развития он уже легко переворачивается со спины на живот и наоборот. Пытается самостоятельно сесть. В положении лежа на животе на твердой поверхности пытается ползти. Действия с предметами обретают целенаправленность.
Четко различает чужих и своих. При появлении первых он может испугаться и заплакать, зато со знакомыми вовсю лопочет и улыбается.
Шестой месяц
Уже ползает, при помощи опоры делает попытки сесть или встать. Проявляет активный интерес к игрушкам: берет их в руки, кидает, перекладывает с одного места на другое.
Речь также претерпевает изменения – отмечаются попытки осмысленного подражания несложным слогам типа «би-би» «ав-ав». Отмечается улавливание причинно-следственных связей, к примеру, толкнул предмет – он падает, нажал на кнопочку – заиграла музыка.
Седьмой месяц
Он самостоятельно садится, уверенно стоит при помощи опоры, уже вовсю ползает. Ест с ложки, пытается самостоятельно пить из чашки. Уже понимает значения простых слов типа: нельзя, можно, нет, да, дай, иди. Различает игрушки.
В эмоциональном плане появляется первая привязанность – это обычно мама. Проявляется это тем, что при ее уходе он может заплакать и радоваться при ее появлении. В этом возрасте дети уже рассматривают картинки в книжке, перелистывать ее. Появляются любимые картинки.
Восьмой месяц
Уверено стоит, держась за опору делает первые шаги. Показывает хорошую ориентацию в пространстве, например, указывает, где лежат его игрушки при помощи руки или кивком головы. Выполняет простые действия: дай, подай, принеси, возьми.
Нанизывает кольца пирамидки на стержень, накрывает коробочки крышечкой. При звуках музыки «танцует» (топает ножками). Хлопает в ладошки.
Девятый месяц
Уверено самостоятельно садится, активно ползает на четвереньках. Держась за опору ходит. Проявляет осознанные эмоции: радуется при виде новой игрушки, вырывается, если что-то в действиях взрослых не нравится (к примеру, родители чистят ему ушки или носик).
Пытается при помощи крика и плача манипулировать взрослыми. Пытается самостоятельно кушать или одеть что-то на себя. Произносит осознанно первые слова, правда понятны они пока только его родителям.
Десятый месяц
Уверенная ходьба при помощи опоры, уже есть попытки самостоятельной ходьбы без опоры. Пытается подражать взрослым в интонациях или в каких-то действиях.
Активно играет с игрушками, причем знает, как с какой играть – куклу качает, машинки катает. Четко выговаривает простые слова типа «Дай», «ам-ам», «на» и т.д.
Может залезть на невысокие предметы и самостоятельно с них слезть.
Одиннадцатый месяц
Самостоятельно передвигается, также самостоятельно пытается есть, пить и одеваться. Выполняет элементарные просьбы: «дай», «принеси», «возьми», «положи». Понимает что можно, а что нельзя.
В речи появляются новые слова, в которых он выражает свои желания: «пи-пи», «ка-ка».
Двенадцатый месяц
Уверено сидит, ползает и ходит. Уверено играет с предметами. Проявляет сильное любопытство в познании окружающего мира, выражается это в том, что он «лезет во все щели» и много бедокурит.
Уверенно оперирует десятком слов и пусть пока он их произносит коряво, но родные-то его понимают. А это главное.
В заключение хочется сказать, что как видно из этой статьи развитие грудничка в первый год жизни стремительно. Также не означает, что данная статья является неким руководством, на которое должны ориентироваться родители. Если развитие вашего ребенка не совпадает с принятыми стандартами, просто помогите ему.